Святилище Сатайи Обау
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ИСТОРИЯ АЛАНИИ-ОСЕТИИ»
Святилище «Саттайи Обау», расположено на территории Лезгорского склепового могильника, на холме. Святилище было реставрировано в 2011 году.
«Сатайи Обау» — это маленькая зальная церковь, перекрытая ложным сводом. Датировка — XVI-XVII вв. Внутри простенком с высокой аркой стрельчатой формы с горизонтальной «полочкой» постройка разделена на «наос» и алтарь. В западной стене имеется входной проем, похожий на лазы в склепы, но значительно крупнее их (около 1 м высотой). Алтарная часть освещается небольшим окном. Интересно, что над входом со стороны интерьера был вставлен сосуд-голосник, от которого сохранился четкий отпечаток. Снаружи на боковых наклонных фасадах храм имеет по три горизонтальные полочки, роднящие его с прочими «горскими» храмами и погребальными сооружениям. Но по общей форме завершения Сатайи-Обау несколько отличается от последних — кровля храма была горизонтальной и, возможно, покрытой плоскими плитами. Памятник завершался коньком, на восточном конце которого выбит четырехконечный крест.
Функциональная принадлежность этой постройки была под вопросом до тех пор, пока под земляным полом наоса не были открыты три погребения в каменных ящиках — два мужских и одно женское, причем сходство найденных в них предметов указывает на близость их по времени. Погребения совершены головами на запад — то есть «по-христиански», но при этом некоторые детали обряда (например, наличие в ящиках угля) говорят об активном проникновении в него местных (не сугубо дигорских, а вообще характерных для Северного Кавказа) обычаев.
От одежды женщины сохранились, среди прочего, фрагменты ткани с орнаментом, имеющим абсолютную аналогию в Белореченских курганах. В одном из мужских погребений (видимо, самом позднем) найдены фрагменты орнаментированного сосуда из бесцветного стекла, имеющего практически прямой аналог в тех же Белореченских курганах и очень близкий — в дигорском селении Махческ, недалеко отсюда. Считается, что эти сосуды происходят из Мурано (около Венеции), хотя есть гипотеза М. Г. Крамаровского, что их изготовляли в итальянских колониях в Северном Причерноморье[3]. Форма пуговиц из открытых нами погребений также имеет ближайшие параллели в Белоречье и в так называемых «кабардинских» курганах. Таким образом, точно определяется культурное окружение, в котором эти захоронения совершались. Указанные аналогии датируются вкупе XIV-XVI вв., но венецианские сосуды такого типа в настоящее время относят к концу XV — раннему XVI вв. Поскольку итальянские колонии в Причерноморье прекратили свое существование в 1475 г., есть все основания считать время совершения погребений близким к этой дате. В принципе, нельзя уверенно судить о дате постройки храма по находящимся в нем могилам, но в данном случае, по всей видимости, мы имеем дело с церковью, специально построенной в качестве семейной усыпальницы, причем, возможно, когда одно из захоронений уже существовало. Таким образом, достаточно уверенно можно отнести храм к середине — второй половине XV в. Богатый (сравнительно) инвентарь погребений и сам храм — свидетельство того, что его владельцы принадлежали к местной социальной верхушке, имевшей средства на покупку «престижных» вещей и постройку усыпальницы. Часть этих вещей изготавливалась, видимо, в каких-то предкавказских центрах, возможно, в районе Белоречья, где в то время существовало крупное и богатое поселение. Ряд же предметов из указанных могил является импортом, попадавшим сюда через причерноморские генуэзские колонии. Существенно, что по легенде Сатайи-Обау является местом погребения родоначальника ведущей лезгорской фамилии. Этой персоной можно считать одного из погребенных в храме, второе же мужское захоронение принадлежит, вероятно, его сыну. (Белецкий Д. В Сатайи-Обау. К вопросу о датировке позднесредневековых «горских» построек).