Нижний Зарамаг

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ИСТОРИЯ АЛАНИИ-ОСЕТИИ»

Виртуальный тур

Нижний Зарамаг — селение, расположенное в Алагирском (Касарском) ущелье, в горной долине в устье р. Адайкомдон, впадающей в р. Ардон. Чуть южнее находится место слияния Мимисондона и Нардона – место начала реки Ардона. Севернее села – одна из подстанций Зарамагских ГЭС..

Селение Нижний Зарамаг раскинулось на склонах Скалистого хребта. Часть его строений была сооружена на гребне величественного останца, так называемого Зарамагского утеса. Нижний Зарамаг – историческое поселение.  На протяжении тысячелетий имело важное стратегическое значение.  Через село издавна  проходили важные торгово-военные пути, в настоящее время — Транскавказская магистраль, соединяющая равнинную часть Северной Осетии с Южной Осетией. В  средние века в Касарском ущелье находился наблюдательный пост, через который из Нузала на большие расстояния передавался сигнал тревоги жителям Зарамага.

Грузинский географ  и историк  Вахушти Багратиони в первой половине XVIII в. описывал Нижний Зарамаг как «селение башенное», в котором находилась крепость большая, весьма крепкая». В конце XIX взору П.С. Уваровой предстала печальная картина: «развалины Зарамагского укрепления представляются ныне под видом полнейшего разрушения». Из историко – архитектурных памятников можно отметить галуан Дзоциевых,  на южной окраине села на левом берегу Нардона, в руинированном состоянии. Высота уцелевшей башни – 7,6 м. Основной замок в Зарамаге принадлежал Магкаевым-Елихановым – самой влиятельной фамилии Наро-Мамисонской котловины в позднем средневековье. Самым известным представителем этой фамилии является Зураб Магкаев видный политический деятель, один из самых образованных осетин того времени. Занимался решением общенациональных задач, сумел укрепить внутреннее политическое единство осетнского общества и установил тесные дипломатические отношения с соседними народами. Особое значение в деле возрождения Осетии Зураб Магкаев придавал возвращению части исторической территории, утерянной аланами-осетинами в пору монгольского нашествия. Эту задачу, считал Магкаев, Осетии не решить без всесторонней поддержки российского государства. Переговоры с Россией завершились официальным приемом, устроенным в декабре 1751г. императрицей Елизаветой Петровной в честь осетинского посольства. После этих переговоров в истории русско-осетинских отношений начался новый период, приведший к присоединению Осетии к России в 1774 году.

В наши дни селение получило широкую известность в связи со строительством Зарамагской электростанции. Затопленная водохранилищем ГЭС территория некогда была очень плотно заселена и представляла  значительный археологический интерес. Однако до недавнего времени детальные исследования в данном направлении ранее не проводились. Масштабные  археологические раскопки в зоне затопления проводились в 2006-2009 гг. (в частности, в 2007 г. в зоне работали четыре археологические экспедиции, проводившие раскопки на площади более 8000м²). В 2010 году началось затопление,  под водой оказались несколько объектов — Адайдонский некрополь, поселение эпохи мезолита-неолита «Цми-2» и аланские поселения начала нашей эры.

Все, что удалось успеть спасти археологам, является уникальным и значимым для всемирной истории.

Следы присутствия человека в Зарамагской котловине прослеживаются с эпохи неолита, примерно 7 тысячелетий до н.э. Люди постоянно жили здесь последние 5 тысячелетий, поселившись после схода оледенения. Самые древние находки датируются XXI-XIX вв.до н.э.

Адайдонский кобанский могильник был обнаружен в зоне затопления Зарамагской ГЭС в 2006 году в результате археологических работ, проводившихся сотрудниками института истории и археологии при Северо-Осетинском госуниверситете. Детально исследовался открытый Адайдонский некрополь кобанской культуры, датируемый XIV—VI веками до н.э. Этот могильник ученые относят к числу выдающихся памятников мировой истории. Здесь были найдены произведения искусства, начиная с XXI в. до н.э. В ходе раскопок были обнаружены многочисленные древние захоронения, расположенные в каменных гробницах в четыре яруса, а также большое количество погребальных предметов: фрагменты бронзового оружия, керамика, булавки, браслеты. Во время спасательных археологических работ выяснилось, что площадь некрополя существенно превышает первоначально обозначенные границы раскопок. Археологи подняли вопрос об отложении начала затопления ложа водохранилища. Но в итоге в январе 2009 года началось затопление Зарамагской ГЭС. Неисследованным оказался участок скифо-кобанского периода. Под водой оказались ценнейшие предметы мировой истории. Кобанские племена занимали горные ущелья и предгорные долины Центрального Кавказа по обеим сторонам от Главного хребта. Историю кобанцев разделяют на четыре этапа. XIV-XIII вв. до н.э. — ранний период, когда на основе достижений бронзового века Кавказа, Юго-Восточной Европы и Передней Азии формировалась новая самобытная культура. Время с XII по X вв. до н.э. считается периодом расцвета кобанской культуры. Период с IX по VII вв. до н.э. — этап перехода от бронзового к железному веку и начало активного общения кобанцев со скифами.

Эпоха XV — XIV веков до нашей эры на Центральном Кавказе является белым пятном в истории.— «Адайдонский некрополь, изучение которого позволяет проследить без каких-либо разрывов генезис кобанской культуры с XV — XIV по четвертый-пятый века до нашей эры».

Его четыре яруса вобрали в себя все этапы развития древнего Кавказа. Подобные памятники ранее не обнаруживались. Немаловажно, что в отличие от большинства других объектов кобанской культуры, найденных в конце XIX — начале XX веков, могильник не разграблен. По словам Чшиева, Адайдонский некрополь дает совершенно четкие основания пересмотреть некоторые теории возникновения и развития кобанской культуры, признанной одной из ярчайших на территории страны. К примеру, опровергает гипотезу о ее возникновении в Закавказье и дальнейшем распространении на северные склоны Главного Кавказского хребта — находки Адайдона относятся к более ранним периодам, нежели закавказские. Найденные здесь артефакты — хорошо сохранившиеся бронзовые, железные, золотые, серебряные изделия, топоры, булавки, кинжалы, бусы, кружки и многое другое — свидетельствуют о динамичном развитии общности, населявшей этот район в течение 900 — 1000 лет. Бусы, бисер, формы бронзовых чаш и кружек указывают на наличие связей адайдонских кобанцев с Древним Египтом, Ираном и народами Закавказья. Конская узда, некоторые формы кинжалов, стрел, указывают на контакты с племенами киммерийско-скифского культурного круга. — Очевидно, что поколения людей, оставившие этот памятник, контролировали важные транскавказские дороги из Восточной Европы в Переднюю Азию и были прекрасно знакомы с восточноевропейскими, средиземноморскими, закавказскими, переднеазиатскими культурами, — утверждает Чшиев. — Военное дело, религиозное и общественное сознание, культура, металлургия, скотоводство были на самом высоком уровне. На мой взгляд, есть смысл говорить не просто о некоем населении, а о полноценной кавказской цивилизации.

В экстремально быстрые сроки закончили раскопки группа под руководством старшего научного сотрудника института истории и археологии РСО — Алании Феликса Дзуцева, исследующий Зарамагский утес — раннее аланское поселение I — IV веков нашей эры.

Памятник очень важен для науки. До его открытия считалось, что аланы появились в горах на несколько веков позже. Теперь можно смело утверждать: это не так, они там жили уже в первые века нашей эры, — отмечает он.

Галерея

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить наверх