Мады Майрам
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ИСТОРИЯ АЛАНИИ-ОСЕТИИ»
МАДЫ МАЙРАМ (МАДЫ МАЙРÆМ) – особо почитаемое осетинами святилище, расположенное на высоком крутом отроге горы, в 1,5 км от с. Харисджын выше по течению р. Фиагдон в Куртатинском ущелье. Мады-Майрам – Мать Мария, ангел хранитель матери и дитя. Хотя это имя появилось в средние века христианства. И связано оно с названием Богоматери. По версии В.И. Абаева это божество еще до принятия аланами христианства занимало важное место и возможно называлось афсин – хозяйка. О древности культа Мады-Майрам и иранском происхождении говорит широкое его распространение в Осетии и отсутствие у соседних народов. У осетин этот культ засвидетельствован наличием большого числа святилищ как в Южной, так и в Северной Осетии.
Рассказывает краевед и историк Т.П. Плиев: «Эта маленькая церквушка была выстроена специально для хранения знаменитой иконы «Иверской Богоматери Чудотворной», позже было прибавлено – «Моздокской». История этой иконы такова. Грузинская царица Тамара, дочь осетинской (аланской) царевны Бурдухан и супруга Давида Сослана (во втором браке) была заинтересована в укреплении христианства в Осетии.
Она попросила своего придворного иконописца снять первую копию со знаменитой афонской иконы «Иверской Богоматери». Иконописец, получив такой державный заказ, шесть недель держал строжайший пост, молился, дважды в день купался в парном молоке и после такого очищения, после такой подготовки, он написал эту икону.
Икону царица Тамара в конце 12 века с доверенными служителями церкви направила в Осетию и по пути, где они ночевали, строили потом часовни. В Южной Осетии две часовни до сих пор сохранились. В Северной Осетии было выбрано место в Куртатинском ущелье.
Икона здесь хранилась 600 лет, вплоть до присоединения Осетии к России (1774 год).
Трижды, за это время, церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма под можжевельником.
В конце 18 века чудотворный образ Богородицы был перенесен с гор в равнинный город Моздок, где она хранилась в специально построенном для неё Успенском соборе.
К величайшему сожалению, в середине 20 века эта бесценная реликвия исчезла.
В 1900 году часовня была реставрирована жителями селения Харисджын. Их имена были выбиты на каменной плите, которая была установлена возле входа: “Сей обрушенной деревни богомольной дом во имя Святой Богородицы обновили харисгинцы 1900 мъ году въ нем изъдревли празднуютъ в недели блудного сына и въ денъ Троицы Труженники были Илясъ Гагоевъ, Гакго Гутиевъ, Тепсарко Марзагановъ, Илясъ Цигоевъ, Ахмет Марзагановъ, Наурузъ Текавъ, Андрбекъ Цикоев”.
В советское время святилище обветшало, была разрушена его кровля. И только в 90-х годах он был восстановлен группой энтузиастов. Здесь нет священнослужителей и часовня никем не охраняется. Она является достоянием всего народа и бережно им хранима…
Здесь матери молятся за здоровье детей и благополучие семьи, а незамужние девушки просят женского счастья. Загадав заветное желание, они привязывают ленточку к ветке дерева, пишут записки с просьбой о помощи к Мады Майрам и оставляют небольшое денежное пожертвование. Дни празднования: на Успение Божией Матери — 28 августа (15 августа по старому стилю).
В 20 метрах к востоку расположена сигнально-сторожевая башня “Уаллаг рухс масыг” (“Верхняя светлая башня”).