Калак
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ИСТОРИЯ АЛАНИИ-ОСЕТИИ»
КАЛАК – покинутое селение в Мамисонском ущелье, в устье реки Бубыдон, на левом берегу р. Мамисондон. Калаки в переводе с грузинского означает «город». Такое название видимо было ему дано из-за его размеров. Это один из самых больших в прошлом и теперь населенных пунктов в указанном ущелье. Село Калак называли ещё и Мамисон.
Первопоселенцами села Калак стала фамилия Гаевых, которые перешли сюда из села Згид Садонского ущелья. Там они отделились от Цагараевых и стали именовать себя Гаевы. Так образовалась фамилия. В село Калак переселились так же фамилия Елоевых из Верхнего Мизура, которая отделилась от своех родичей Бугуловых и Маккоевых. Из Туалетии в село переселились Кучиевы и Тедеевы из села Тиб, Туаевы из с. Сатат, Гамаевы из Тли. Все перечисленные фамилии в указанных селах отделились от своих родичей. Так же в селе проживали фамилии Дзигасовы, Айларовы, Дзугаев, Багаевы.
В селе зафиксированы две башни и три святилища разной степени сохранности. Башня Гаевых, расположена на холме. Сложена из разноразмерных, камней и сланцевых плит на глинистом растворе. По данным Б. А. Алборова, на стенах гаевской башнн была выбита древними грузинскими письменами надпись с двумя крестами. Правда, о достоверности ее интерпретации («Гаевых башня») нам судить трудно.
Башня Елоевых расположена па северо-западной окраине села, на левом берегу р. Бубыдон — притоке р. Мамисондон. Сложена из разноразмерных сланцевых плит и рваных камней на глинистом растворе, высота — 17,20 м. В восточной фасадной стене на высоте 2,55 м устроен арочный входной проем, в основание проема уложены массивные каменные блоки. Стены прорезаны бойницами, на высоте около 15 м отмечены машикули относительно хорошей сохранности. Углы скруглены, кладка стен грубая, штукатурки нет. Башня окружена руинами жилых и хозяйственных строений; стены некоторых из них имели толщину 1,40 м.
Возле селения, рядом с башней, на горе «находятся каменные скамьи нихаса, на которых нанесены тамгообразные знаки и схематическое изображение человеческой фигуры».
Святилище Дзлесы дзуар («Победный крест»). Датируется XIII- XIV вв. Сегодня святилище сохранилось только остатки когда-то могущественных стен. Интересно святилище тем, что здесь до недавнего времени хранились 6 огромных каменных плит, на которых были тайные надписи. в 1975 году памятник был разрушен. Из шести плит только три сохранились до наших дней. Две из них находились рядом со святилищем Дзлесы дзуар. Они вкопаны глубоко в землю, поэтому никаких надписей на ней не видно. Одна плита хранится в музее древностей СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Надпись на ней гласит: «Слава. Слава победоносного креста. Святой Георгий помилуй. Победоносный крест, Георгия, Сеиа помилуй».
Долгое время святилище Дзлесы дзуар украшали небольшие зооморфные скульптуры, головы животных. Сейчас святилище заброшено, хотя входит в реестр памятников культуры РСО-Алания.
На западной окраине села, в 70 метрах от башни Гаевых расположено святилище Халд мæсыг кувæндон. Святилище стоит на вершине круглого в плане холма, почти по всей окружности обложенного камнями.
Помимо названных святилищ интересно в Калаки еще одно святое место, упоминаемое в литературе, а именно Хуссаг-доны зæд (южная окраина села). По сведениям Р. Сикоева, относящимся к 1882 г., название свое («Спящий родник») это святилище получило от иссякающего время от времени родника. Свойство исчезать и появляться родник приобрел, по народным преданиям, после того, как возле пего была похоронена молодая женщина, которую невзлюбила свекровь и сжила ее со света. Семья (Гаевых), в коей произошли эти события, жила в старой башне, разрушенной в 40-х годах XIX в. русскими войсками. А сами события якобы развертывались здесь столь трагическим образом несколько веков тому назад.