Дзивгис

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ИСТОРИЯ АЛАНИИ-ОСЕТИИ»

Виртуальный тур

ДЗИВГИС (ДЗЫВГЪИС) – селение находится у подножия горы Кариухох, на правом берегу р. Фиагдон, в устье пологой Фиагдонской долины, в месте ее перехода в Кадаргаванский каньон, самую узкую часть протяженного Куртатинского ущелья. Население 23 чел. (всероссийская перепись 2010 г.).  

В силу своего удобного и стратегически важного расположения, населенный пункт существовал здесь непрерывно, на протяжении тысячелетий, на всех этапах аланской истории. Среди всего разнообразия сосредоточенных вокруг Дзивгиса природных и культурно-исторических объектов, наиболее ярко представлены памятники средневековой эпохи, в первую очередь церковь и наскальная крепость, составляющие единый религиозно-оборонительный комплекс.

После поражения Алании в войне 1239–1240 гг. и последовавшей утраты обширных равнинных территорий, Дзивгис приобрел особо важную роль в системе обороны Куртатинского ущелья от монгольских завоевателей.

К середине XIII в. здесь уже функционировала церковь (см. Дзивгисы Уастырджий дзуар), наскальная крепость и довольно мощная производственная база – поляна Фашкау (см. Фашкау).

Дзивгисская наскальная крепость – одно из мощных средневековых фортификационных сооружений Осетии–Алании (см. Дзивгисская наскальная крепость).

 Комплекс представляет собой «целые крепости, пристроенные к пещерам и естественным полостям, тянувшимся вдоль подошвы скального массива».

В конфедерации позднесредневековых демократических обществ, сложившихся после крушения Аланского монархического государства, Дзивгис существовал в качестве самостоятельного населенного пункта до присоединения к Куртатинской гражданской общине, наиболее влиятельной в одноименном Куртатинском обществе.

В середине XVIII в. на фоне изменений, происходивших в международной кавказской политике, Дзивгис, как часть Куртатинской гражданской общины, участвует в установлении постоянных русско-аланских связей и процессе территориального вхождения Алании в состав Российской империи. Жители Дзивгиса входили в состав посольства Карадзау Мамиева, организованного Куртатинским обществом для встречи с императрицей Екатериной II.

Ко времени присоединения Алании к России в 1774 г., в Дзивгисе было 60 дворов, где проживало около 300 чел. В середине второй пол. XIX в. большая часть населения переселилась в равнинные села, и к 1917 г. количество дворов сократилось до 22-х.

Жители Дзивгиса принимали участие во многих войнах, которые вела Россия с конца XVIII в.

Из Дзивгиса происходят Абациевы (Абацитæ), Гутновы (Гутнатæ), Елкановы (Елхъанатæ), Кучиевы (Кучитæ), Хаутовы (Хæуытатæ), Фарниевы (Фæрниатæ), Хуцистовы (Хуыцъистатæ), Цоколаевы (Цоколатæ). Большинство этих фамилий (кроме Гутновых и Фарниевых) возводит свое происхождение к Каиру, потомку Курта – родоначальника Куртатинского общества, правнука Сидамона, сына легендарного Багатара.

В разное время в Дзивгисе побывали: декабрист В.С. Толстой (1848), этнолог — осетиновед В.Б. Пфаф (1869), археологи А.Н. Антонович (1879) и П.С. Уварова (нач. 80-х гг. XIX в.), фольклорист и осетиновед В.Ф. Миллер (1886), исследователь новой истории России Д.Ф. Бэдли (1901).

Башня Гутновых расположена на северной окраине селения Дзивгис. Сложена из разноразмеренных  хорошо обработанных камней  на глинистом растворе. В плане четырехугольная (6,35 Х 5,90 м), высота башни – 6,0 м. Арочный входной  проем устроен в северо-восточной фасадной стене;  полуциркульная арка высечена из цельного камня. В основание проема  уложена массивная каменная плита. Отмечены бойницы, имеющие внутри четырехугольную форму.

На южной окраине Дзивгиса расположено сельское кладбище. Здесь отмечено 14 полуподземных и наземных склепов.

Особый интерес представляет склеп, расположенный на небольшой площадке на скальном навесе горного массива Кариухох.

В качестве одного из скатов использована стена скалы. Фасадом склеп обращен на северо-восток. В фасадной стене на высоте 0.40 м от скалы устроен лаз четырехугольной формы: Ширина склепа  — 2,10 м, длина — 4,00 м, высота —  3,20 м.

Число найденных черепов и черепных крышек — 235. Содержимое склепа представляло сплошную массу погребенных, лежавших так плотно, что было невозможно отделить четко одно захоронение от другого.  Большая часть черепов принадлежала женщина и детям. Не исключено, что часть этой массы древних жителей Дзивгиса погибла в результате эпидемий, косивших население горных ущелий вплоть до XVIII-XIX веков.  Дзивгисский склеп – уникальный  археолого — этнографический материал XIV в., т.е.  времени переходного от аланской материальной культуры к осетинской этнографической культуре, известной по более поздним памятникам. Более ранний пласт погребений датируется бронзовыми монетами грузинской царицы Русудан (1222-1245 гг).  Монеты пробиты и носились как украшение, что позволяет датировать нижний ярус склепа второй половиной XIII в. – началом XIV в.

Галерея

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить наверх